Философия помогает нам разобраться в себе и лучше понять реальность, в
которой мы живем. Именно поэтому профессор Мортимер Адлер написал книгу
«Аристотель для всех».
В ней простыми словами объясняются основные идеи великого философа —
основоположника формальной логики и базовых принципов онтологии. Вот что он думал о человеке, смысле жизни, счастье и любви. Какие этические концепты он рассматривает?
Почему Аристотель никогда не стал бы расистом
Знаете, без какого важнейшего навыка невозможно ориентироваться в
окружающей нас реальности? Без способности к классификации. И это как
раз то умение, в котором больше всего преуспел Аристотель. Именно его
классификация наук стала настоящим открытием для современников. Он же
разделил все физические объекты на неодушевленные тела, растения и
животных. А человека назвал рациональным животным, умеющим думать и
задавать вопросы; способным к философскому мышлению.
Может ли человечество делиться на более мелкие виды и подклассы по
цвету кожи, чертам лица, форме головы и так далее? Аристотель
высказывает важную мысль: не все характеристики объекта определяют его
природу или сущность.
Люди и неразумные животные отличаются существенно. Высокие люди и
низкие, толстые и худые отличаются случайно. Такие индивидуальные
различия менее важны, чем одна вещь, объединяющая всех мужчин и женщин, —
их общая человечность, являющаяся единственной причиной, по которой все
люди равны.
Жизненный план
Аристотель говорил, что кроме исключительных случаев бесцельного
поведения люди всегда действуют с некоторой целью. В своих размышлениях
они в первую очередь думают о конечном результате. Становясь старше
и серьезнее, мы стараемся собрать все наши разнообразные цели в одно
целое — в единую схему жизни. Если мы так не делаем, то должны бы.
Нам стоит попытаться разработать план, чтобы жить как можно лучше.
Аристотель заявлял, что неспланированная жизнь не стоит изучения, так
как в таком случае мы не знаем, что пытаемся сделать и почему, куда
намереваемся попасть и каким образом. Это суматоха и беспорядок.
Единственная правильная цель — это хорошая жизнь. Но средством для какой цели является хорошая жизнь? На этот вопрос нет ответа, говорил Аристотель, потому что хорошая жизнь — это самоцель, мы стремимся к ней не ради чего-либо еще. Итак, что же такое хорошая жизнь?
Хорошая жизнь
Хорошая жизнь, или счастье, — это набор действительных благ, и он
одинаков для всех людей. К телесным и внешним благам Аристотель
добавляет третье — блага для души. Мы могли бы назвать их
психологическими благами, как могли бы назвать телесные блага —
физическими.
Наиболее очевидными из душевных благ являются блага разума, такие как
всевозможные знания, включая навыки и умения. Среди навыков, в которых
все мы нуждаемся, находится и навык мышления. Он необходим нам не только
чтобы производить хорошие вещи, но и чтобы хорошо действовать и хорошо
жить.
Возможно, менее очевидными кажутся душевные блага, которые нужны нам,
поскольку мы не только мыслящие, но и общественные животные. Мы
не можем жить хорошо в полном одиночестве. Жизнь в уединении не лучше,
чем жизнь раба или человека в цепях.
Так же как мы естественно хотим приобрести знания, мы естественно
хотим любить других людей и быть любимыми ими. Жизнь, в которой
полностью отсутствует любовь и друзья, — это жизнь, лишенная крайне
необходимого блага.
Стремление к счастью и эгоизм
Поскольку мы не можем жить хорошо в полном одиночестве, мы обязаны
думать о том, что сделать, чтобы хорошо жить с другими, и что другие
могут и должны сделать, чтобы помочь нам в нашем стремлении к счастью.
Стремление к счастью эгоистично в той степени, что хорошая жизнь
субъективна и не является хорошей жизнью для кого-то другого. Но, когда
мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не учитывая
счастье других, оказывается, что нельзя быть абсолютно эгоистичными
и успешными.
Именно поэтому, по мнению Аристотеля, и должна быть справедливость.
Она связана с благами других людей, не только наших друзей и близких,
но и всех остальных. Жизнь в хорошем обществе в значительной степени
способствует стремлению человека к счастью, потому что такой социум
справедливо взаимодействует с людьми. Он также требует, чтобы индивид
был справедлив по отношению к другим и действовал на благо общества
в целом. В достижении общего блага участвуют все члены социума.
Что может быть лучше справедливости?
Конечно, любовь. По мнению Аристотеля, если бы все люди были
друзьями, в справедливости не было бы необходимости. Но все члены
государства не могут дружить, поэтому справедливость необходима, чтобы
мирно и гармонично объединить их в это самое большое из всех
человеческих обществ.
Иное дело — семья. Давайте предположим, что все члены семьи — друзья
в самом высоком смысле этого слова. Когда два человека дружат таким
образом, они любят друг друга. Любовь побуждает каждого из них желать
блага второму: жаждать, чтобы он получал выгоду, и делать все
необходимое, чтобы улучшить и обогатить его жизнь. В такой дружбе каждый
будет действовать с целью помочь счастью другого. Вот почему в любящей
семье нет нужды в справедливости.
Любовь лишена эгоизма. Когда мы по-настоящему любим кого-то, мы
даем любимому человеку самих себя щедро и бескорыстно. Но, когда мы
действуем справедливо по отношению к другим, мы эгоистичны, так как
хотим от них справедливости взамен.
По материалам книги «Аристотель для всех».
Комментариев нет:
Отправить комментарий