Многие воспринимают этикет как нечто архаичное, полагая, что за ним
стоят надуманные правила и церемонии, которые только усложняют жизнь, —
мы же и так знаем, что не надо вытирать руки о скатерть. Но, увы,
элементарных знаний недостаточно — особенно для людей, которые строят
карьеру, планируют продвигать себя и свой бизнес. Перед вами 10 правил
делового этикета. Вы их соблюдаете?
1. Приветствие: кто здоровается первым?
Если в современном светском этикете вопросы пола важнее субординации,
то в бизнес-этикете все наоборот: здесь общение ведется между
профессионалами, а не между мужчинами и женщинами. Первым здоровается
тот, кто ниже по служебному положению — например, немолодая
женщина-бухгалтер должна первой поприветствовать молодого
начальника-мужчину.
Если в кабинете у человека, к которому вы пришли, находятся другие
люди, ограничьтесь общим поклоном и приветствием. Затем обменяйтесь
рукопожатием с тем, кто вас пригласил. Казалось бы, все просто и
логично, но этикет — дело тонкое и подчас непростое.
2. Правильное рукопожатие
Если вы подошли к группе людей и обменялись рукопожатиями с одним
человеком, нужно пожать руки и остальным. Совет от Игоря Манна: «Очень
важно уметь пожать руку правильно: в меру недолго (один-два взмаха); в
меру некрепко; если хотите продемонстрировать превосходство — держите
свою ладонь при рукопожатии сверху; показать уважение к собеседнику
(например, к даме) — ваша ладонь должна быть под ладонью собеседника. И,
по умолчанию, ладонь должна быть сухой и чистой».
Во время рукопожатия не курят. Нужно выбросить сигарету, потом
пожать руку. Если такой возможности нет, извинитесь за то, что вы с
сигаретой. Никогда не протягивайте левую руку для рукопожатия. Даже если
вы левша, пользуйтесь правой рукой. В туалетной комнате руку не
пожимают.
3. Будьте готовы к small talk
Деловое общение часто предполагает элементы неформальной беседы.
Умение вести так называемый small talk (легкую непринужденную беседу на
отвлеченную, но увлекательную тему) — весьма полезный навык.
Удачные темы для беседы: спорт, автомобили (для мужчин), дети (для
женщин), хобби, изысканная кухня и домашние животные, искусство и
литература, интересные события и научные открытия, путешествия и
достопримечательности, местные пейзажи, природа и погода,
достопримечательности.
Запретные темы для беседы: Болезни, проблемы, конфликты, доходы,
дороговизна, долги, политика и религия, личная жизнь собеседников или
других людей, возраст, должность и национальная принадлежность, «больная
тема» собеседника.
4. Как представиться?
Знакомя равных по положению людей, представляйте того, с кем вы
лучше знакомы, тому, с кем вы знакомы хуже. Мужчину представляют
женщине, младшего по возрасту или по служебному положению — старшему .
Когда вам представляют человека, сосредоточьтесь на том, чтобы
запомнить его имя, — во время беседы чаще называйте его по имени.
Случается, конечно, что новые имена вылетают из памяти. Самое
разумное в такой ситуации — честно признаться в своей забывчивости и, не
теряя чувства такта и чувства юмора, попросить собеседника напомнить
его имя.
5. Этикет при прощании
Покидая незнакомых людей, не обязательно персонально прощаться с
каждым. А если вы уходите с многолюдного приема раньше остальных гостей,
прощайтесь только с хозяевами встречи. Иначе ваш уход может послужить
для участников вечеринки сигналом к тому, что всем пора по домам.
6. «Переговорный» этикет
Следует тщательно готовить и протокольную и содержательную части.
Приглашать партнеров на переговоры следует не менее чем за две недели,
чтобы они также смогли подготовиться — это сэкономит время и создаст
условия для эффективной коммуникации.
Что касается состава делегации, то на переговорах должен быть
паритет, то есть равное количество участников с обеих сторон и
соответствие должностей представителей с каждой. На встречу приглашаются
только те сотрудники, чье присутствие действительно необходимо. Место
проведения переговоров предлагает приглашающая сторона, но приглашенная
имеет право как принять, так и отвергнуть его.
7. Как встретить иностранных гостей?
Встречать гостей в аэропорту должен соответствующий по рангу
руководитель делегации. Он обычно прибывает в сопровождении двух-трех
человек. Первым представляется глава принимающей стороны. Затем он
представляет супругу, после этого сотрудников (в порядке убывания
должностей). Когда провожаете делегацию до гостиницы, расстаньтесь с
гостями не на улице, а в вестибюле. Там же можно договориться о
протокольном визите.
Существует негласное правило (не категоричное, но желательное) — если
гость приезжает с супругой, то и принимающий руководитель приезжает на
первую встречу в сопровождении супруги.
8. Умение слушать собеседника
Бернард Барух, американский бизнесмен и государственныйдеятель,
говорил: «Те успешные люди, с которыми я знаком, больше слушают, чем
говорят». Дейл Карнеги пошел еще дальше, утверждая, что «Секрет влияния
на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем».
Совет от Игоря Манна: «Помните, что у разных людей разный темп
речи. Женщины, как правило, говорят быстрее (есть даже такая шутка:
«Женщины говорят в два раза быстрее, чем мужчины слушают»).
Подстраивайтесь в разговоре под темп речи собеседника — так и вы
произведете более благоприятное впечатление».
9. Телефонная вежливость
Даже если у вас плохое настроение, не давайте этого понять,
улыбнитесь, и тон голоса приобретет жизнерадостную окраску. Не забывайте
о трех китах делового телефонного разговора — лаконичность, четкость,
ясность. Не забывайте представиться, назвав свое имя и фамилию. Затем
сообщите цель звонка. Невежливо ждать более 6 гудков — лучше положить
трубку после пятого звонка. Заканчивает разговор тот, кто его начал.
Если соединение прервалось, перезванивает тот, кто звонил. Лучше
всего отвечать после второго-третьего звонка — если вы берете трубку
сразу же, то звонивший может не успеть сосредоточиться.
10. Дресс-код делового человека
Руководитель должен быть примером для работников. Он вправе требовать
от них соблюдения дресс-кода. Строго и элегантно одетые сотрудники —
всегда плюс для репутации компании. Ваш образ должен создавать
впечатление естественной ухоженности с едва допустимым налетом
небрежности, изысканной самой по себе.
У делового человека должно быть не менее двух-трех костюмов. Рубашка
должна хорошо сидеть на вас и иметь качественные манжеты и воротник.
Брюки должны доходить до каблука ботинок, когда вы стоите, а впереди
образовывать одну мягкую складку над подъемом ноги. Бизнесмен может
носить только одно кольцо — обручальное. Стоимость часов не должна
превышать двух (максимум трех) месячных окладов.
И помните:
По материалам книги «Хорошие манеры и деловой этикет»
Приведенные в посте правила делового этикета далеко не часто встречаются в современном мире. Все чаще и чаще компании отказываются от каких-то устоявшихся деловых «традиций» в пользу более неформальной атмосферы в коллективе. Тем не менее, знать такие правила лишним точно не будет, особенно если учитывать то, что во многих более крупных организациях деловой этикет строго соблюдаются и в настоящее время.
ОтветитьУдалитьМатьола Арина, 3-СЗП-12с
К сожалению, некоторые люди считают, что часть из приведенных в посте правил этикета - пережиток прошлого. Однако, как написал предыдущий комментатор, все чаще и чаще компании отказываются от каких-то устоявшихся деловых «традиций» в пользу более неформальной атмосферы в коллективе. Однако любой бизнес нуждается в порядке, и коммуникативную сторону этой сферы всегда определяет деловой этикет в той или иной степени.
ОтветитьУдалитьОтвечая на поставленный вопрос в посте, я стараюсь соблюдать перечисленные правила этикета, выражая уважение другим людям и для собственного внутреннего спокойствия.
С уважением,
Степанова А.А.
группа 3-СЗП-12с