Смена места работы всегда чревата ситуациями, когда старожилы коллектива
постараются нагрузить вас по полной программе, а то и передать вам под
разными предлогами часть своих дел. И отказаться порой бывает очень
сложно, но и «пахать» не хочется…(Вспоминаем правила делового этикета)
Особенно часто такая ситуация возникает в женских коллективах, поскольку женщины лучше разбираются в страхах и опасениях нового работника, чем мужчины. Последние если и попытаются нагрузить коллегу сверх положенного ему объема работы, то сделают это осторожно, далеко не сразу и с оговорками как-либо возместить потерянное время. У женщин это происходит иначе. Видела многократно и могу твердо говорить.
В женском коллективе новую работницу сразу берут в оборот на предмет ее склонности к уступкам. Сначала это мелкие просьбы. Если работница не отказывается их выполнять, то дальше идут более существенные просьбы. И не всегда они отражают истинное положение дел у просящих.
Например, очень распространена просьба: в связи с болезнью ребенка взять на себя объем работы просящей. Скажем, работа в магазине на два отдела сразу после обеденного перерыва. Дескать, просящей надо срочно побегать по аптекам в поисках нужных лекарств, потом еще прикупить больному продукты и в больницу успеть. Ну, кто откажет в такой просьбе? И очень неприятно становится, когда случайно выясняется, что никто у вашей коллеги по работе в семье не болел, а ей просто надо было по записи сходить в парикмахерскую и успеть на очередное свидание с любовником.
Это вовсе не значит, что все вас хотят обмануть в новом коллективе. Ситуации ведь действительно бывают разные. Как же тогда поступать? Есть несколько «типовых» правил поведения и методов отказа от попыток нагрузить вас дополнительной работой, за которую никто и ничего не заплатит.
Прежде всего, в первые же дни работы в новом коллективе не пытайтесь обращать на себя внимание. Но при этом внимательно слушайте, кто и что говорит. Следите за тем, кто и с кем общается. И главное – как общается. Особенно выделите тех, кто пытается отлынивать от работы и нагружать своими делами других. Так вы определите «белых» и «черных» лошадок в коллективе.
Постарайтесь побыть в роли психолога. Задача довольно сложная – потребуется не только внимательность, но и способность анализировать поведение других. В простейшем случае дома возьмите несколько листов бумаги (по количеству работников) и разделите их пополам вертикальной чертой. Листы подпишите фамилиями работников. Слева записывайте действия, которые вам понравились в поведении коллеги, справа – которые не понравились. Спустя уже неделю-другую вы сможете определить для себя тех, с кем нежелательно иметь «любезности». Избегайте под разными предлогами «убедительных» попыток этих лиц нагрузить вас сверх ваших должностных обязанностей.
Форма вашего отказа не должна быть грубой. Она должна быть примерно такой: «Я бы с большим удовольствием это сделала, но именно сегодня у меня подскочило давление…» Если к вам обратятся с той же просьбой на другой день – найдите другую убедительную отговорку для отказа. При условии, конечно же, что вы уверены в намерении просящего сделать из вас для себя рабыню. А для такой уверенности не просто следите за работниками коллектива, а и незаметно для окружающих собирайте информацию о тех, кто дома у вас имеет наибольшее количество минусов по части перекладывания своей работы на других.
Поверьте, не существует такого коллектива, где нет внутреннего разделения на «белых» господ и «черных» рабов. А однажды прилюдно (под усмешки и ухмылки коллег) попав в число рабынь, вы вряд ли из этой категории выберетесь. Почему? По той причине, что халява заразительна. И если вы сегодня пошли на поводу у одной работницы, то ждите, что завтра (или спустя какое-то время) вас попросят и другие что-то сделать помимо ваших обязанностей. А вам это надо? Ведь заработная плата не прибавится ни на один рубль, но зато прибавится забот с тем, чтобы угодить коллегам и быть для них незаменимой палочкой-выручалочкой на побегушках.
Не попадайтесь в этот капкан. Ведите свой домашний архив анкет на работников коллектива, не ленитесь заносить в него свои наблюдения. И вы увидите, с кем стоит и нужно дальше поддерживать отношения, и не только деловые, а кого игнорировать, но делать это тактично и последовательно. Это нормально и полностью вписывается в систему оптимального вхождения в новый коллектив.
Автор: Оксана Смирнова
Отношения между сотрудниками строятся по тем же правилам поведения, что и в быту:
ОтветитьУдалить1. По отношению друг к другу все сотрудники должны быть вежливыми, корректными, внимательными и дружелюбными.
2. Выходя на новую работу важно изучить местные порядки и узнать, кто из сотрудников отвечает за отдельные элементы процесса.
3. Если в работе допускаются ошибки, следует спокойно объяснить и указать на недостатки.
4. Вести себя следует спокойно и уравновешенно, так, чтобы не мешать коллегам.
5. Не стоит принимать участие в склоках и сплетнях. Если случается какой-либо инцидент, важно откровенно поговорить и выяснить все обстоятельства дела. Не стоит раздражатся и терять самообладание при разговоре.
6. На новой работе необходимо постараться как можно быстрее запомнить имена и должности сотрудников. При представлении другим сотрудникам можно пожать им руку и, приветствуя, повторить их имя.
7. Если ваш коллега просит о помощи, и вы можете оказать её без вреда для себя и своей работы, соглашаясь, важно сделать всё возможное. Но также важно уметь вежливо отказать. Выполнять чужую работу в ваши обязанности не входит. Обязательно поблагодарите того, кто оказал помощь вам.
8. В работе важно своевременно выполнять свои обязанности, быть пунктуальным.
9. Не допускается разглашение конфиденциальной информации.
10. Важно соблюдать доброжелательное и уважительное отношение, быть способным выслушать собеседника, не перебивая его.
11. Конечно же важно соблюдать имеющийся дресс-код, уметь грамотно говорить и писать.
Поварёнкина Дарья, 3-СЗП-12c