06 января, 2013

Семь хитростей обманщиков

Знаете ли Вы как нас ежедневно обманывают: "водят за нос"? Вот несколько хитростей, о которых говорят специалисты. А с какими ситуациями сталкивались Вы? Попробуйте продолжить "правила".
1. Правило взаимного обмена.
Пояснение: манипулятор предлагает вам «подарок», после чего предлагает нечто купить, или совершить определенное действие. Автоматическая реакция заставляет вас согласиться на его предложение, даже если размер ваших затрат явно неадекватен его подарку.

Пример: кришнаиты на улице не попросят прямо пожертвований – они сначала дарят вам цветок или книгу(абсолютно ненужную вам), а затем скажут, что в ответ вы можете отблагодарить их, сделав пожертвование.
2. Соглашение на уступку.
Способ манипуляции: манипулятор выдвигает явно завышенное требование, а затем «соглашается на уступку», при этом его цель – как раз второе требование. Вы чувствуете необходимость согласиться(исходя из правила взаимного обмена), ведь вам сделали услугу и уступили.
Пример: в дорогих бутиках сначала ставят завышенные цены, а потом объявляют о скидках.
3. Обязательство и последовательность.
Пояснение: вас побуждают совершить поступок, логическим продолжением которого будет последующий поступок, желательный для манипулятора.
Пример: заполнение анкеты «я бы купил такой-то товар по такой-то стоимости», тест-драйв авто предполагает его последующую покупку, выдача перед выборами значков «Я голосую за Иванова» и т.д.
4. Принцип социального доказательства
Пояснение: Согласно этому принципу, правильным мы считаем поведение, которое часто демонстрируют другие люди в подобной ситуации.
Пример: фразы в рекламе: «миллионы людей уже попробовали товар Х», «сотни отзывов на нашем сайте» и т.д.
5. Благорасположение
Пояснение: мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем или кто нам нравится.
Пример: продавец какой-то ненужной фигни говорит: «Ваш друг Иванов посоветовал мне обратиться к Вам». В рекламе специально используют только красивых и знаменитых.
6. Повиновение авторитетам
Пояснение: в человеке в процессе воспитания закладывается привычка к послушанию авторитетам, причем эта привычка является очень стойкой, и совершенно бессознательной.
Пример: доктор Хаус, рекламирующих лекарство или что-то связанное с медициной. Хотя актер вовсе не разбирается в медицине, многие будут тупо следовать его авторитетному совету.
7. Принцип дефицита
Пояснение: нечто, что является редким или малодоступным, имеет в наших глазах ценность, тем большую, чем более это дефицитно. Люди также более склонны избегать утраты уже имеющегося, чем приобретать новое.
Пример: "кто оплатит тренинг до 12 часов получит скидку 25%", количество новых iphone 5 ограничено – можно поднять цену в два-три раза.

1 комментарий:

  1. Практически все перечисленные в посте хитрости встречаются день ото дня.
    Еще одна хитрость, которую можно встретить в жизни - это навязывание выбора. Манипулятор ставит вопрос таким образом, что у человека не остается возможности сделать другой выбор. Например: "вы купите это или это?" Ключевое слово "купите", которое уже заставляет делать выбор, даже если человек изначально ничего не хотел покупать.
    Другая хитрость основана на принципе мнимого страха. Например продавец пылесоса может сказать: "Давайте я покажу вам, чем вы дышите, всего лишь пропылесосив?" Убрав грязь, объект манипуляции подсознательно захочет избавиться от мнимой угрозы и с большей вероятностью купит товар.
    Или осознанное завышение цены манипулятором. "Этот продукт стоит 100000 рублей", в то время как другие подобные продукты стоят в десятки раз меньше. На фоне такой безумной цены, другие продукты будут выглядеть более привлекательно.

    С уважением,
    Степанова А.А.
    группа 3-СЗП-12с

    ОтветитьУдалить