Профессор Мортимер Адлер уверен, что философия жизненно
необходима: чтобы лучше понять самих себя и глубже разобраться в том,
что мы уже знаем. Этика, с одной стороны, рассматривается как часть философии, поскольку все этическое знание в дохристианский период носило ярко выраженный философский характер и диалектические идеи Аристотеля продолжают тревожить искателей Истины.
Предлагаю "поспорить" с этико-философской мировоззренческой позицией Аристотеля, прокомментированной Мортимером Адлером, принимая во внимание реальности нашего времени.
Бездумная жизнь
По мере того как мы становимся старше и серьезнее, мы стараемся
собрать все наши разнообразные цели в одно целое — в единую схему жизни.
Если мы так не делаем, то должны бы, ибо так советовал Аристотель. Нам
стоит попытаться разработать план, чтобы жить как можно лучше.
Сократ, учитель Платона (а Платон — учитель Аристотеля), говорил, что
неизученная собственная жизнь не имеет ценности. Аристотель пошел
дальше и заявил, что неспланированная жизнь не стоит изучения, так как в
таком случае мы не знаем, что пытаемся сделать и почему, куда
намереваемся попасть и каким образом. Это суматоха и беспорядок.
Бездумная жизнь — как бесцельная деятельность. Она никуда не приводит.
Если бы Аристотель написал «Робинзона Крузо»
Если бы историю о Робинзоне Крузо написал Аристотель, мораль этого
романа была бы другой. История восхваляет изобретательность, которую
проявил Крузо, решая проблему, как жить безопасно и комфортно на
острове, куда он оказался выброшенным морем после кораблекрушения.
История воспевает и его достоинства — мужество и дальновидность. Это
история о победе человека над природой, о ее освоении и контроле над
ней.
У Аристотеля остров был бы олицетворением Природы, причем природы с
большой буквы, природы, нетронутой человеком. Работа природы: посев
деревьев и кустарников, выращивание растений, рождение и смерть
животных, движение песков, изнашивание пород, формирование пещер —
происходила задолго до появления на острове Крузо.
Аристотель
рассматривал бы изменения, которые принес с собой Крузо, как возможность
понять изменения, происходящие без него.
Для Аристотеля эта история не была бы историей человека против природы, это была бы история совместной работы человека и природы.
В чем смысл жизни?
По Аристотелю, хорошая жизнь, или счастье, — это последняя цель всей
нашей деятельности. К телесным и внешним благам, к которым нужно
стремиться, Аристотель добавляет блага для души. Наиболее очевидные из
душевных благ — блага разума, такие как всевозможные знания, навыки и
умения. Так же как мы естественно хотим приобрести знания, мы
естественно хотим любить других людей и быть любимыми. Жизнь, в которой
отсутствует любовь и друзья, — это жизнь, лишенная крайне необходимого
блага.
Когда мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не
учитывая счастье других, оказывается, что нельзя быть эгоистичными и
успешными одновременно. Именно поэтому, по мнению Аристотеля, для
хорошей жизни необходима еще и справедливость. Она связана с благами
других людей, не только наших друзей и близких, но и всех остальных.
Справедливость эгоистичнее любви
Между любовью и справедливостью существует четкое различие. Тот, кто
понимает любовь, знает, что один человек никогда не должен говорить
второму: «У меня есть право быть любимым. Ты обязан любить меня». Когда
мы по-настоящему любим кого-то, мы даем любимому человеку самих себя
щедро и бескорыстно. Мы делаем для него больше, чем он имеет право
ожидать.
Однако, когда мы действуем справедливо по отношению к другим, мы
эгоистичны в том плане, что хотим от них справедливости взамен. В этом
смысле фраза, что мы должны поступать с другими так, как бы хотели,
чтобы они поступали с нами, эгоистична.
Вредные и полезные привычки
Моральная добродетель, по Аристотелю, заключается в привычке делать
правильный выбор. Но один или два правильных выбора среди множества
неправильных не говорят о моральной добродетели. Если неверные выборы
значительно превышают правильные, значит, вы неуклонно движетесь не в
том направлении — прочь от достижения счастья, а не к нему.
Счастье — это хорошая жизнь, в которой человек имеет все желаемое, при условии что он не хочет чего-то неправильного.
Именно поэтому Аристотель подчеркивает значение привычки. Вредные
привычки, называемые Аристотелем пороками, — это привычки делать
неправильный выбор.
Почему важна философия
Философия не печет тортов и не строит мосты. Но есть и другое
применение знаний — направлять наши жизни и контролировать общество,
чтобы оно стало лучшим, а не худшим. Философия — та наука, которая
помогает понять взаимосвязь всех человеческих знаний. Философия — то,
что поможет разобраться в себе и мире вокруг. И в конце концов
философия помогает стать тем человеком, каким вы можете быть.
По Аристотелю, ум — главный фактор человеческой деятельности. Все
остальное — инструмент. Делайте акцент на главном, и все будет по плечу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий