Впервые за всю историю человечества количество доступных нам
вариантов выбора превысило наши возможности управлять ими. Из-за этого
мы не можем определиться с тем, что действительно важно. Чем чаще
мы вынуждены делать выбор, тем хуже становится качество наших решений.
Психологи называют это «усталостью от принятия решений». Книга «Эссенциализм» поможет разделять важное и второстепенное и делать меньше, но лучше. А как это качество проявляется в этике деловых отношений?
«Ты можешь получить всё, что захочешь»
Сама по себе эта установка не нова. Она присутствует в человеческом
сознании уже так долго, что ею заражен почти каждый на Земле.
Ее продвигают в рекламе, поддерживают крупные корпорации, ее включают
в описания вакансий (в виде длинных списков знаний и навыков)
и требования для поступающих в вузы.
Но сегодня, когда ожидания завышены, а возможности выбора безграничны, эта установка приносит скорее вред, чем пользу.
Компании на словах рассуждают о балансе труда и отдыха, а на деле
требуют от сотрудников быть на связи 24 часа в сутки, семь дней
в неделю, и так круглый год. На рабочих собраниях обсуждается
по 10 приоритетных задач, и ни один человек не видит в этих словах
иронии.
О «приоритетах»
Слово
priority закрепилось в английском языке в XV веке, и в то время у него
не было множественного числа. Оно обозначало единственную самую важную
или первую вещь. В течение еще пятисот лет оно использовалось только
в единственном числе, и лишь в XX веке люди заговорили о «приоритетах».
В русском языке слово «приоритет» стало использоваться во множественном
числе тоже только в конце XX века. Во многих компаниях могут выделять
первый, второй, третий, четвертый и пятый приоритет. Теоретически это
должно иллюстрировать, что компания ставит перед собой много важных
целей.
На практике это показывает, что компания просто не может разобраться, какая задача самая главная.
Когда мы пытаемся успеть всё, что можно, и получить всё, что хотим,
то в итоге очень часто обнаруживаем себя там, где ни за что бы
не оказались по собственной воле. Если мы сами не можем выбрать, на что
направить время и энергию, за нас это делают другие: начальство,
коллеги, клиенты или даже члены семьи. Через какое-то время
мы перестанем понимать, что действительно имеет для нас смысл.
Ненужные вещи
Представьте, как бы выглядел шкаф, если бы в нем никогда
не убирались. Думаете, там было бы чисто и каждому костюму нашлось бы
место на вешалке? Как бы не так.
Если не предпринимать
сознательных усилий для организации пространства в шкафу, очень скоро
он будет забит старой и ненужной одеждой.
Конечно, время от времени, когда беспорядок выходит из-под контроля,
вы пытаетесь провести генеральную уборку. Но если у вас нет строгой
системы, то в результате вещей остается столько же, сколько и было,
потому что вы не можете решить, какие из них выбросить. Или
вы расстраиваетесь, потому что нечаянно выбросили одежду, которую
собирались носить. Или у вас осталась стопка одежды, которую
вы не планируете надевать, но при этом боитесь выбросить.
Точно так же наши жизни переполняются делами и обязанностями, которые
мы соглашаемся взять на себя. У большинства таких дел нет срока
годности, и, если не научиться от них избавляться, они могут остаться
с на всю жизнь.
Вот как настоящий эссенциалист убирался бы в шкафу
1.Первое правило — оценивать и исследовать.
Вместо того чтобы спрашивать себя: «Есть ли вероятность, что я надену
это в будущем?» — проявите дисциплину и спросите себя: «Мне это идет?»
или «Я часто это надеваю?» Если вы отвечаете отрицательно, значит, у вас
появился кандидат на выброс.
2. Второе правило — отказываться от ненужного.
Предположим, вы разложили всю одежду из шкафа на две кучи: «точно
оставить» и «возможно, выкинуть». Но действительно ли вы готовы сложить
одежду из второй кучи в мешок и выбросить? В конце концов, вы же
потратили на нее деньги!
Мы оцениваем принадлежащие нам вещи дороже, чем они стоят на самом деле, поэтому так трудно от них избавиться.
Если вы не уверены до конца, задайте себе контрольный вопрос:
«Если бы я увидел эту вещь в магазине, сколько бы я был готов на нее
потратить?» Обычно это работает. Иными словами, важно не только
определить, какие виды деятельности не приносят вам пользы, но и суметь
отказаться от них.
3. Третье правило — действовать.
Если вы хотите, чтобы в вашем шкафу постоянно был порядок, уборку
нужно проводить регулярно. При этом выбрасывать придется много,
а оставлять совсем мало. Вам придется выяснить расписание местного
секонд-хенда или центра благотворительности и назначить себе точное
время для походов туда с вещами.
Разумеется, жизнь не такая статичная штука, как шкаф. Ваша одежда
всегда остается там, куда вы ее положили (если, конечно, у вас в доме
не растут дети). Но в жизни новая одежда (то есть требования
и предложения) появляется постоянно.
Представьте себе, как бы вы себя чувствовали, если бы каждый раз, открывая шкаф, видели там гору чьих-то вещей.
К сожалению, именно это и происходит в жизни большинства из нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий