Источник |
Каждый из нас видит в себе два образа: Я-реальное и Я-идеальное —
образ человека, которым мы хотели бы быть. Я-концепция, как обозначается
это понятие в психологии, влияет на наши мысли, представления о себе и
мире, на поступки и в конечном счете на то, как мы проживаем жизнь. И
все же, несмотря на огромное влияние образа Я, его все же можно
изменить. Только чем вы будите руководствоваться при принятии того или иного решения?
Человек способен создать новые установки, более полезные и правильные, которые по прошествии времени заменят прежние.
Тал Бен Шахар написал список из восьми утверждений, которые стали его
руководством на пути к лучшей жизни, и каждое утро перечитывает его,
пытаясь почувствовать, каким он был бы человеком, если бы соответствовал
этим утверждениям. И, конечно, прикладывает усилия для того, чтобы
соответствовать своем идеалу.
Интересно, что негативные установки не исчезают вовсе. Отнюдь. Однако
со временем, если упорно и настойчиво работать с альтернативными
установками, они теряют свою значимость и свою безграничную власть — и
мы поддаемся им гораздо меньше.
Быть суровым по отношению к себе или Относиться к себе с добротой и великодушием?
Все мы слышали это правило: не делай другому того, чего не хотел бы
для себя. Не все замечали, что мы априори хорошо к себе относимся, хотя
на деле это не всегда так. Вернее, почти всегда не так: мы находим, за
что себя корить и в чем себя обвинить. Мы часто куда менее
снисходительны и менее великодушны к себе, чем к другим. Почему же мы
относимся к себе хуже, чем к остальным людям?
Если поразмыслить, мы же не наказываем друзей каждый раз, когда они оказываются в чем-то не так хороши, как хотелось бы. Мы же не настолько строги со своими детьми, когда они делают ошибку, — наоборот, мы стараемся утешить и поддержать их.
На самом деле мы вполне способны с таким же сочувствием относиться и к
самим себе. Как-то в Индии состоялась конференция «Разум и жизнь», куда
съехались западные нейробиологи, а также известные буддистские ученые и
практики, в том числе и сам далай-лама. Одна из бесед вращалась вокруг
темы сострадания.
Тибетцы были очень удивлены, узнав, что на западе понятие сострадания
применимо только к другим людям — то есть является альтруистической
эмоцией. Далай-лама отметил, что тибетское слово «цева», означающее
«сострадание» или «забота», может относиться не только к другим, но и к
самому себе. Любовь к себе и любовь к людям нераздельны, они — две
стороны одной медали.
Пришло время вернуть утраченное — восстановить самоочевидное, естественное право человека любить самого себя. Сможете?..
Бежать на последнем издыхании или Вовремя наполнять баки?
Наша жизнь — это череда опустошения и восполнения запасов энергии.
Например, мы используем энергетические ресурсы организма целый день, а
потом восстанавливаем их во время сна. Или тратим калории, а потом едим,
чтобы восполнить образовавшийся недостаток. Тот же самый цикл
опустошения–восполнения можно отследить и в нашей эмоциональной и
духовной жизни.
Некоторые дела помогают нам расслабиться и зарядить энергией свои
аккумуляторы. Есть масса хороших вариантов — встретиться с друзьями,
послушать любимые песни или порисовать, пойти в отпуск. А есть дела и
ситуации, которые истощают нашу энергию — уменьшают наши запасы.
Например, стресс, гнев или работа без перерывов и отдыха.
Есть такое понятие, как ниша для восстановления энергии. Какой будет эта ниша, зависит от нас самих.
Человеку открытому, экстраверту помогает пойти на вечеринку и завести
пару (десятков) новых знакомств. Интроверту хочется побыть в тишине и
почитать книгу. Что бы там ни было, это важно для перезагрузки. И если
мы не поймем вовремя, чтобы надо восполнять запасы энергии, это
отразится на физическом уровне — в виде соматических расстройств.
Что возобновляет вашу энергию? Из чего состоит ваша восстановительная
ниша? Заправляйте баки, оживайте, обновляйтесь, пополняйте запасы!
По материалам книги «Что ты выберешь?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий