28 мая, 2015

Истины Аристотеля

Профессор Мортимер Адлер  уверен, что философия жизненно необходима: чтобы лучше понять самих себя и глубже разобраться в том, что мы уже знаем. Этика, с одной стороны,  рассматривается как часть философии, поскольку все этическое знание в дохристианский период носило ярко выраженный философский характер и диалектические  идеи Аристотеля  продолжают тревожить искателей Истины.
Предлагаю  "поспорить" с этико-философской мировоззренческой позицией Аристотеля, прокомментированной Мортимером Адлером, принимая во внимание реальности нашего  времени.

Бездумная жизнь

По мере того как мы становимся старше и серьезнее, мы стараемся собрать все наши разнообразные цели в одно целое — в единую схему жизни. Если мы так не делаем, то должны бы, ибо так советовал Аристотель. Нам стоит попытаться разработать план, чтобы жить как можно лучше.
1
Сократ, учитель Платона (а Платон — учитель Аристотеля), говорил, что неизученная собственная жизнь не имеет ценности. Аристотель пошел дальше и заявил, что неспланированная жизнь не стоит изучения, так как в таком случае мы не знаем, что пытаемся сделать и почему, куда намереваемся попасть и каким образом. Это суматоха и беспорядок. Бездумная жизнь — как бесцельная деятельность. Она никуда не приводит.

Если бы Аристотель написал «Робинзона Крузо»

Если бы историю о Робинзоне Крузо написал Аристотель, мораль этого романа была бы другой. История восхваляет изобретательность, которую проявил Крузо, решая проблему, как жить безопасно и комфортно на острове, куда он оказался выброшенным морем после кораблекрушения. История воспевает и его достоинства — мужество и дальновидность. Это история о победе человека над природой, о ее освоении и контроле над ней.
2
У Робинзона Крузо был реальный прототип — отшельник Александр Селкирк, —
У Аристотеля остров был бы олицетворением Природы, причем природы с большой буквы, природы, нетронутой человеком. Работа природы: посев деревьев и кустарников, выращивание растений, рождение и смерть животных, движение песков, изнашивание пород, формирование пещер — происходила задолго до появления на острове  Крузо. 

Аристотель рассматривал бы изменения, которые принес с собой Крузо, как возможность понять изменения, происходящие без него.

Для Аристотеля эта история не была бы историей человека против природы, это была бы история совместной работы человека и природы.

В чем смысл жизни?

По Аристотелю, хорошая жизнь, или счастье, — это последняя цель всей нашей деятельности. К телесным и внешним благам, к которым нужно стремиться, Аристотель добавляет блага для души. Наиболее очевидные из душевных благ — блага разума, такие как всевозможные знания, навыки и умения. Так же как мы естественно хотим приобрести знания, мы естественно хотим любить других людей и быть любимыми. Жизнь, в которой отсутствует любовь и друзья, — это жизнь, лишенная крайне необходимого блага.
3
Когда мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не учитывая счастье других, оказывается, что нельзя быть эгоистичными и успешными одновременно. Именно поэтому, по мнению Аристотеля, для хорошей жизни необходима еще и справедливость. Она связана с благами других людей, не только наших друзей и близких, но и всех остальных. 

Справедливость эгоистичнее любви

Между любовью и справедливостью существует четкое различие. Тот, кто понимает любовь, знает, что один человек никогда не должен говорить второму: «У меня есть право быть любимым. Ты обязан любить меня». Когда мы по-­настоящему любим кого-то, мы даем любимому человеку самих себя щедро и бескорыстно. Мы делаем для него больше, чем он имеет право ожидать.
Однако, когда мы действуем справедливо по отношению к другим, мы эгоистичны в том плане, что хотим от них справедливости взамен. В этом смысле фраза, что мы должны поступать с другими так, как бы хотели, чтобы они поступали с нами, эгоистична.

Вредные и полезные привычки

Моральная добродетель, по Аристотелю, заключается в привычке делать правильный выбор. Но один или два правильных выбора среди множества неправильных не говорят о моральной добродетели. Если неверные выборы значительно превышают правильные, значит, вы неуклонно движетесь не в том направлении — прочь от достижения счастья, а не к нему.
Счастье — это хорошая жизнь, в которой человек имеет все желаемое, при условии что он не хочет чего-­то неправильного.
Именно поэтому Аристотель подчеркивает значение привычки. Вредные привычки, называемые Аристотелем пороками, — это привычки делать неправильный выбор.

Почему важна философия

Философия не печет тортов и не строит мосты. Но есть и другое применение знаний — направлять наши жизни и контролировать общество, чтобы оно стало лучшим, а не худшим. Философия — та наука, которая помогает понять взаимосвязь всех человеческих знаний. Философия — то, что поможет разобраться в себе и мире  вокруг. И в конце концов философия помогает стать тем человеком, каким вы можете быть.
По Аристотелю, ум — главный фактор человеческой деятельности. Все остальное — инструмент. Делайте акцент на главном, и все будет по плечу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий