Известная схема подавляющего числа организаций: руководитель, который
руководит, и подчиненные, которые подчиняются. Если продолжать
тавтологию, то сотрудник такой компании на вопрос «Чем ты занимаешься
на работе?» вправе классически ответить: «Работу работаю». Мы настолько
привыкли к существующему порядку вещей, что даже не задумываемся,
а можно ли по-другому, какими этическими ценностями при этом стоит руководстоваться?
А по-другому можно. Книга «Культура для каждого» рассказывает о современном типе компаний — организациях осознанного развития, где все не так, как мы привыкли.
Верхи и низы
Итак, что происходит в обычных компаниях? Чем выше ваше служебное
положение, тем уважительнее к вам относятся и реже критикуют в лицо.
Но проблема в том, что решения, принимаемые «сверху», не обсуждаются
«внизу» — они обязательны к выполнению. При этом, если в открытую
сотрудник не критикует идеи начальства, то это не значит, что
он разделяет их.
Часто складывается ситуация, что из-за обилия таких не вполне
понятных сотруднику идей у него пропадает осмысленность собственных
действий. Вот и получается, что работник просто «работает работу»,
то есть механически выполняет поставленные начальством задачи.
В такой системе нет места личностному росту сотрудников.
Теперь немного о личностном росте. В эпоху промышленной революции
экономисты (в частности, Карл Маркс) считали, что поднять прибыль можно
двумя путями: увеличить рабочий день и снизить зарплату. Конечно, эта
идея до сих пор процветает в головах многих руководителей. Но сегодня
совсем другие условия.
Индекс счастья
В нескольких странах и в ООН разработан такой показатель
экономического развития как валовой национальный индекс счастья. Люди
желают получать новые виды доходов: личное удовлетворение от работы,
ощущение осмысленности и значения своего труда. Счастье, в частности,
складывается и из этих компонентов.
Зарплату невозможно сокращать вечно, а рабочий день не сможет вылезти
за рамки 24 часов в сутки, как бы ни старались некоторые несознательные
боссы. Против природы и здравого смысла, как говорится, не попрешь.
Поэтому новые резервы для увеличения прибыли обнаруживаются в раскрытии
внутреннего потенциала работников. И это очень глубокая идея с поистине
безграничными перспективами. Потому что у нее нет ни временных,
ни бухгалтерских ограничений.
Организации осознанного развития осуществляют именно такой подход.
Энергия впустую
Мы скрываем свое несогласие с начальством, прячем некомпетентность,
притворяемся успешным работником, поддерживаем искусственный имидж среди
коллег — и тратим на это уйму энергии. Помножьте эти человеческие
джоули на количество сотрудников — получатся катастрофические издержки
творческого потенциала, который можно было бы использовать во благо
каждого работника и всей компании.
Сила слабости
В обычной организации сотрудник думает: «Если люди узнают о моих
слабостях, для меня это обернется катастрофой». В организациях
осознанного развития мышление коренным образом меняется: «Если я покажу
людям мои слабости, то, скорее всего, чему-то научусь и получу от этого
большую пользу».
При этом нижестоящие сотрудники могут давать дружеские советы
и подсказки, обсуждать идеи руководителя и не соглашаться с его мнением.
И они всегда сами должны быть открыты для объективной критики.
Создается особое психологическое пространство, в котором даже острые
обсуждения животрепещущих вопросов проходят в атмосфере взаимной
поддержки и искренности.
Главные черты организаций нового типа:
- Людей ценят за способность признавать свои слабости и ошибки.
- Корпоративная культура принимает человека целиком (его жизнь не разделяется на работу и все, что за ее пределами)
- Сотрудники не боятся отличаться от других
- Служебное положение не дает человеку обычных преимуществ (поощряется критика снизу)
Таким образом реализовываются скрытые ресурсы коллектива. Как остроумно заметили авторы книги,
«наши слабости — это клондайк, нужно только уметь копать». Если работа
кажется сотрудникам не очень осмысленной, они пытаются заняться другими
делами. Но когда мы сами видим свой личностный рост, мы приобретаем
настоящие ценности в виде долговременного и устойчивого чувства
удовлетворенности жизнью, которое невозможно получить от денег. Хотя они
тоже важны. Но это уже совсем другая история.
Определенная дружеская атмосфера в коллективе обязана быть всегда, но она должна быть такой, которая не помешает основному рабочему процессу. Что главное для руководства? - Результат. А результата можно добиться только в сплоченной команде профессионалов. Есть о чем рассказать коллегам из личного, поделиться какими либо новостями - это все должно проходить в рамках обеденного перерыва, либо во вне рабочего времени.
ОтветитьУдалитьУважаю компании, в которых процветает корпоративная культура. Это означает, что руководство заинтересовано в выстраивании теплых дружеских отношений между собой.
Залог успеха и высокой трудоспособности заложены в некоторых основах:
- Всегда нужно иметь уважение к коллегам, а также соблюдать субординацию по отношению к руководству;
- Откладывать на полку все эмоции, которые могут помешать рабочему процессу;
- Относиться к своей работе и должности как минимум без претензий;
- Понимать, что команда - это фундамент всего.
Рафаэль Ельмеев, 3-СЗП-12с