30 июля, 2017

Высший уровень

Известная схема подавляющего числа организаций: руководитель, который руководит, и подчиненные, которые подчиняются. Если продолжать тавтологию, то сотрудник такой компании на вопрос «Чем ты занимаешься на работе?» вправе классически ответить: «Работу работаю». Мы настолько привыкли к существующему порядку вещей, что даже не задумываемся, а можно ли по-другому, какими этическими ценностями при этом стоит руководстоваться?

А по-другому можно. Книга «Культура для каждого» рассказывает о современном типе компаний — организациях осознанного развития, где все не так, как мы привыкли.
Верхи и низы
Итак, что происходит в обычных компаниях? Чем выше ваше служебное положение, тем уважительнее к вам относятся и реже критикуют в лицо. Но проблема в том, что решения, принимаемые «сверху», не обсуждаются «внизу» — они обязательны к выполнению. При этом, если в открытую сотрудник не критикует идеи начальства, то это не значит, что он разделяет их.
Часто складывается ситуация, что из-за обилия таких не вполне понятных сотруднику идей у него пропадает осмысленность собственных действий. Вот и получается, что работник просто «работает работу», то есть механически выполняет поставленные начальством задачи.
В такой системе нет места личностному росту сотрудников.
Теперь немного о личностном росте. В эпоху промышленной революции экономисты (в частности, Карл Маркс) считали, что поднять прибыль можно двумя путями: увеличить рабочий день и снизить зарплату. Конечно, эта идея до сих пор процветает в головах многих руководителей. Но сегодня совсем другие условия.
Индекс счастья
В нескольких странах и в ООН разработан такой показатель экономического развития как валовой национальный индекс счастья. Люди желают получать новые виды доходов: личное удовлетворение от работы, ощущение осмысленности и значения своего труда. Счастье, в частности, складывается и из этих компонентов.
Зарплату невозможно сокращать вечно, а рабочий день не сможет вылезти за рамки 24 часов в сутки, как бы ни старались некоторые несознательные боссы. Против природы и здравого смысла, как говорится, не попрешь. Поэтому новые резервы для увеличения прибыли обнаруживаются в раскрытии внутреннего потенциала работников. И это очень глубокая идея с поистине безграничными перспективами. Потому что у нее нет ни временных, ни бухгалтерских ограничений.
Организации осознанного развития осуществляют именно такой подход.
Энергия впустую
Мы скрываем свое несогласие с начальством, прячем некомпетентность, притворяемся успешным работником, поддерживаем искусственный имидж среди коллег — и тратим на это уйму энергии. Помножьте эти человеческие джоули на количество сотрудников — получатся катастрофические издержки творческого потенциала, который можно было бы использовать во благо каждого работника и всей компании.
Сила слабости
В обычной организации сотрудник думает: «Если люди узнают о моих слабостях, для меня это обернется катастрофой». В организациях осознанного развития мышление коренным образом меняется: «Если я покажу людям мои слабости, то, скорее всего, чему-то научусь и получу от этого большую пользу».
При этом нижестоящие сотрудники могут давать дружеские советы и подсказки, обсуждать идеи руководителя и не соглашаться с его мнением. И они всегда сами должны быть открыты для объективной критики. Создается особое психологическое пространство, в котором даже острые обсуждения животрепещущих вопросов проходят в атмосфере взаимной поддержки и искренности.
Главные черты организаций нового типа:
  • Людей ценят за способность признавать свои слабости и ошибки.
  • Корпоративная культура принимает человека целиком (его жизнь не разделяется на работу и все, что за ее пределами)
  • Сотрудники не боятся отличаться от других
  • Служебное положение не дает человеку обычных преимуществ (поощряется критика снизу)
Таким образом реализовываются скрытые ресурсы коллектива. Как остроумно заметили авторы книги, «наши слабости — это клондайк, нужно только уметь копать». Если работа кажется сотрудникам не очень осмысленной, они пытаются заняться другими делами. Но когда мы сами видим свой личностный рост, мы приобретаем настоящие ценности в виде долговременного и устойчивого чувства удовлетворенности жизнью, которое невозможно получить от денег. Хотя они тоже важны. Но это уже совсем другая история.


1 комментарий:

  1. Рафаэль Ельмеев13 сентября 2018 г. в 19:46

    Определенная дружеская атмосфера в коллективе обязана быть всегда, но она должна быть такой, которая не помешает основному рабочему процессу. Что главное для руководства? - Результат. А результата можно добиться только в сплоченной команде профессионалов. Есть о чем рассказать коллегам из личного, поделиться какими либо новостями - это все должно проходить в рамках обеденного перерыва, либо во вне рабочего времени.
    Уважаю компании, в которых процветает корпоративная культура. Это означает, что руководство заинтересовано в выстраивании теплых дружеских отношений между собой.
    Залог успеха и высокой трудоспособности заложены в некоторых основах:
    - Всегда нужно иметь уважение к коллегам, а также соблюдать субординацию по отношению к руководству;
    - Откладывать на полку все эмоции, которые могут помешать рабочему процессу;
    - Относиться к своей работе и должности как минимум без претензий;
    - Понимать, что команда - это фундамент всего.

    Рафаэль Ельмеев, 3-СЗП-12с

    ОтветитьУдалить