05 августа, 2016

Контроль ситуации

Источник
Давайте примем за отправную точку тот факт, что вы, как и множество других людей, чувствуете, как рабочие задачи смыкаются вокруг вас плотным кольцом. У вас столько дел в самых разных областях, что вы в них теряетесь. Вы не знаете, что именно должны сделать, когда начать, как закончить и сколько времени все это займет.
Вы измотаны. А как реагируют люди, когда долго подвергаются давлению, от которого не могут избавиться? Испытывают тяжелые, терзающие чувства: растерянность, стресс, ощущение собственной несостоятельности, угрызения совести.
Но выход есть. В жизни всегда есть выход. Какой бы ни была ситуация, обязательно найдется дорога наружу, в обход, наверх или насквозь. Где он, этот самый выход, рассказывает Эрик Бертран Ларссен. А как контролируете ситуацию вы?

Растерянность = мотивация
"Каждый раз, когда у меня появляются подобные чувства, я думаю: «Растерянность = мотивация». Однажды я смотрел ролик на YouTube, в котором Дональд Трамп говорил примерно следующее: «Каждый раз, чувствуя растерянность, я стараюсь мыслить жизнеутверждающе. Все мы время от времени бываем растерянными. Меня воодушевляет мысль, что я способен справиться с этим состоянием лучше других».
Раз всем знакомо это чувство, я, признаться, предпочту пережить его легче других. Невозможно досконально контролировать каждую минуту, зато добросовестное планирование, дисциплина и осознание, что только вам решать, как бороться с растерянностью и стрессом, в ваших руках. 

Эрик Бертран Ларссен не сдается. Должен заметить: если я испытываю стресс, это практически всегда связано с отсутствием ясной картины перед глазами. Это знакомо большинству людей: солдату в битве, секретарю на рабочем месте, безработному. Большинство людей смиряются с подобным положением вещей, но слова Дональда Трампа ярко вспыхивают на задворках моего сознания, подсвечивают мое чувство несостоятельности и помогают расквитаться с проблемой довольно быстро. Я проделывал это уже столько раз, что мои действия стали привычкой. Я просто делаю это.
Я останавливаюсь и спрашиваю себя: почему у меня такое паршивое настроение? Потому что я не вижу полной картины, потому что потерял контроль над происходящим? Чаще всего ответ — «да». Что дальше? Я останавливаюсь!
Сделай паузу
Что значит остановка? Я физически прекращаю делать то, что делал. Перестаю читать, писать электронное письмо и так далее. Я не намерен продолжать двигаться тем же путем. Если продолжать тащиться по той же дороге, последствия бывают разрушительными. Я стараюсь воодушевить себя, чтобы вновь оказаться на высоте. Я знаю: бесполезно продолжать то, что я делаю, нужно взять перерыв.
Остановиться делать то, что делал, — непросто, но оно того стоит. Пауза всегда того стоит. Обратить внимание на трудности здесь и сейчас означает понести потери, но выгоды, которые вы получите в долгосрочной перспективе, всё компенсируют.
Пример из жизни. Во время продолжительной прогулки вы чувствуете, что на пятке образуется мозоль. Заниматься назревающей мозолью неприятно и неудобно, но всегда имеет смысл сделать это немедленно. Так вы получаете преимущество, которое во много раз превосходит неудобства, вызванные тем, что вы незамедлительно приняли меры.
Вам придется перестать двигаться вперед, почувствовать дискомфорт, снимая и снова надевая рюкзак, найти где присесть, пошарить в сумке, потом повозиться с пластырем, удалить с него защитную пленку — вдобавок пластырь так и норовит склеиться прежде, чем вы успеваете прикрепить его к нужному месту. Это так утомительно — снимать свои громоздкие ботинки и несвежие носки. Хочется отложить дело на потом. Но в долгосрочной перспективе вам предстоит насладиться прогулкой, лишенной боли, — и вы сможете идти быстрее.
Польза сомнений
Чувство, что мы не властны над повседневностью, что с делами не справиться вовремя, приходит не сразу, первопричина его появления не всегда очевидна, и потому чаще всего непонятно, что и как следует с этим делать. За время службы в вооруженных силах я понял одну истину: если сомневаешься, значит нет никаких сомнений.
Во время воздушно-десантной подготовки, изучая свободное падение, мы научились определять, способен ли парашют выдержать наш вес. Если мне выдавали парашют с любого рода повреждениями — порезами и разрывами, одним или несколькими лопнувшими швами, — вопроса о том, использовать ли запасной парашют, не должно было возникать.
Если я сомневался, значит не могло быть никаких сомнений. Если я задавался вопросом, способен ли основной парашют выдержать нагрузку, значит следовало избавиться от него и воспользоваться резервным. Без вариантов!
Как разобраться с делами
Допустим, вы признали, что утратили контроль. Допустим, вас постоянно мучают угрызения совести из-за незавершенных дел. Что стоит предпринять в первую очередь? Военные говорят: нужно остановиться. Садитесь и оценивайте ситуацию. Упорядочьте информацию, чтобы понять, с чем вам предстоит иметь дело.
Иногда полезно взять паузу и просто ничего не делать.
Отсутствие общей картины — одна из самых частых причин стресса, а избыток стресса нам ни к чему. Вам кажется, что дел невпроворот? Успокоившись и посмотрев на происходящее со стороны, вы поймете: достичь поставленных задач куда легче, чем вам казалось. И наверняка почувствуете себя намного спокойнее. Обзор задач — даже без активных действий — хороший опыт с положительным эффектом.
Представляйте результаты. Будьте храбрее, упрямее, соберитесь с силами и действуйте. Не стоит надеяться, что все уладится само собой. Не пускайте дела на самотек. Возьмите контроль в свои руки: достаньте листок бумаги, включите мобильный телефон или компьютер — запишите все, что должны, что хотите и что можете сделать. Прямо сейчас! Большие дела и мизерные. В ближайшем будущем и в отдаленном. Все они без исключения должны оказаться на бумаге.
Например, так выглядит мой список
Разобраться с интернет-провайдером. Перенести ящик. Позвонить N. N. и поздравить с днем рождения. Связаться с клиентом N. N. и обсудить с ним дальнейшую работу. Связаться с издателем в Германии по поводу книги «Без жалости к себе» и показать договор своему юристу. Позвонить потенциальному клиенту N. N., телефон: xx xx xx xx. Связаться с четырнадцатью текущими клиентами: N. N., N. N., N. N., N. N. и прочими. Новая веб-страница для моей компании — внешний вид, содержание? Кому поручить ответственность на начальном этапе? Перезвонить всем, чьи звонки я сегодня пропустил. Сестра остается у нас ночевать, обсудить с N. N. У N. N. есть бизнес-идея, которую он хочет со мной обсудить. Совместный обед? Прочитать статью «Ментальная подготовка помогает онкобольным» в Aftenposten и связаться с автором. Назначить встречу? Закончить книгу «Адская неделя». Забронировать стол и поужинать с женой? Заказать для жены цветы. Купить клейкие листочки. Обрамить два плаката, повесить в домашнем кабинете. Позвонить N. N. (друг). Заказать две книги о Southwest Airlines для N. N. (клиент). Организовать мальчишескую поездку на выходные с сыновьями. Макс (мой шестилетний сын) потерял библиотечную книгу. Подумать, где она может быть. Ответить на сердечное приглашение на ужин от Олы. На какой день назначить открытую лекцию для всех желающих? Стоит ли для начала забронировать площадку? Стоит ли приглашать кого-то из коллег? Стоит ли просить Софи (помощницу) все организовать — или мне стоит участвовать на всех этапах? Помыть машину. Подумать, что мама хотела бы получить на день рождения, и купить подарок. Заняться проектом XX.

Чтобы составить этот список, мне потребовалось всего несколько минут. Почти магическим образом этот процесс помог мне расслабиться. Закончив, я открыл календарь и распределил задачи по дням. После этого я выбросил список.
Это пример того, что можно сделать, когда чувствуешь себя перегруженным. Попробуйте время от времени прибегать к этому способу. Главная цель в том, чтобы в повседневной жизни вы постоянно чувствовали, что контролируете происходящее и что вам на все хватает времени".

1 комментарий:

  1. Контроль ситуации

    Ощущение контроля над ситуацией является физиологической потребностью, а потеря контроля заставляет искать порядок любыми доступными средствами, в том числе с помощью иррациональных решений. Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией. Люди способны вернуть ощущение контроля над ситуацией с помощью мысленных действий.

    (Холод Диана , 3 - СЗА- 19 с

    ОтветитьУдалить