22 июля, 2015

Рабыни?

Смена места работы всегда чревата ситуациями, когда старожилы коллектива постараются нагрузить вас по полной программе, а то и передать вам под разными предлогами часть своих дел. И отказаться порой бывает очень сложно, но и «пахать» не хочется…(Вспоминаем правила делового этикета)


Особенно часто такая ситуация возникает в женских коллективах, поскольку женщины лучше разбираются в страхах и опасениях нового работника, чем мужчины. Последние если и попытаются нагрузить коллегу сверх положенного ему объема работы, то сделают это осторожно, далеко не сразу и с оговорками как-либо возместить потерянное время. У женщин это происходит иначе. Видела многократно и могу твердо говорить.

В женском коллективе новую работницу сразу берут в оборот на предмет ее склонности к уступкам. Сначала это мелкие просьбы. Если работница не отказывается их выполнять, то дальше идут более существенные просьбы. И не всегда они отражают истинное положение дел у просящих.

Например, очень распространена просьба: в связи с болезнью ребенка взять на себя объем работы просящей. Скажем, работа в магазине на два отдела сразу после обеденного перерыва. Дескать, просящей надо срочно побегать по аптекам в поисках нужных лекарств, потом еще прикупить больному продукты и в больницу успеть. Ну, кто откажет в такой просьбе? И очень неприятно становится, когда случайно выясняется, что никто у вашей коллеги по работе в семье не болел, а ей просто надо было по записи сходить в парикмахерскую и успеть на очередное свидание с любовником.

Это вовсе не значит, что все вас хотят обмануть в новом коллективе. Ситуации ведь действительно бывают разные. Как же тогда поступать? Есть несколько «типовых» правил поведения и методов отказа от попыток нагрузить вас дополнительной работой, за которую никто и ничего не заплатит.

Прежде всего, в первые же дни работы в новом коллективе не пытайтесь обращать на себя внимание. Но при этом внимательно слушайте, кто и что говорит. Следите за тем, кто и с кем общается. И главное – как общается. Особенно выделите тех, кто пытается отлынивать от работы и нагружать своими делами других. Так вы определите «белых» и «черных» лошадок в коллективе.

Постарайтесь побыть в роли психолога. Задача довольно сложная – потребуется не только внимательность, но и способность анализировать поведение других. В простейшем случае дома возьмите несколько листов бумаги (по количеству работников) и разделите их пополам вертикальной чертой. Листы подпишите фамилиями работников. Слева записывайте действия, которые вам понравились в поведении коллеги, справа – которые не понравились. Спустя уже неделю-другую вы сможете определить для себя тех, с кем нежелательно иметь «любезности». Избегайте под разными предлогами «убедительных» попыток этих лиц нагрузить вас сверх ваших должностных обязанностей.

Форма вашего отказа не должна быть грубой. Она должна быть примерно такой: «Я бы с большим удовольствием это сделала, но именно сегодня у меня подскочило давление…» Если к вам обратятся с той же просьбой на другой день – найдите другую убедительную отговорку для отказа. При условии, конечно же, что вы уверены в намерении просящего сделать из вас для себя рабыню. А для такой уверенности не просто следите за работниками коллектива, а и незаметно для окружающих собирайте информацию о тех, кто дома у вас имеет наибольшее количество минусов по части перекладывания своей работы на других.

Поверьте, не существует такого коллектива, где нет внутреннего разделения на «белых» господ и «черных» рабов. А однажды прилюдно (под усмешки и ухмылки коллег) попав в число рабынь, вы вряд ли из этой категории выберетесь. Почему? По той причине, что халява заразительна. И если вы сегодня пошли на поводу у одной работницы, то ждите, что завтра (или спустя какое-то время) вас попросят и другие что-то сделать помимо ваших обязанностей. А вам это надо? Ведь заработная плата не прибавится ни на один рубль, но зато прибавится забот с тем, чтобы угодить коллегам и быть для них незаменимой палочкой-выручалочкой на побегушках.

Не попадайтесь в этот капкан. Ведите свой домашний архив анкет на работников коллектива, не ленитесь заносить в него свои наблюдения. И вы увидите, с кем стоит и нужно дальше поддерживать отношения, и не только деловые, а кого игнорировать, но делать это тактично и последовательно. Это нормально и полностью вписывается в систему оптимального вхождения в новый коллектив.

Автор: Оксана Смирнова

3 комментария:

  1. Женский коллектив - страшная вещь! В действительности, если ты не умеешь за себя постоять, говорить "нет", но на тебя сядут и поедут. Женщины более чутко чувствуют слабости других, лучше разбираются в психологии, поэтому нащупав слабое место, женщины стараются бить именно туда. Что бы не стать рабыней, и не нажить себе врагов в новом коллективе. Нужно уметь вежливо отказывать, уходить от ответа, придумывать только убедительные отговорки.
    Постепенно Ваши новые коллеги поймут, что вы не из слабого десятка и нападки прекратятся.
    3-сза-12с
    Цветкова Карина

    ОтветитьУдалить
  2. Рабыни?
    В любом новом коллективе изначально нужно держаться сдержанно и наблюдать за другими, пытаясь определить, с кем вы сможете продуктивно общаться, а кто просто будет использовать вас. В дальнейшем, когда появятся первые дружеские знакомства, можно позволить себе чуть расслабиться; не на каждой из работ могут попасться люди, которые из "коллег" перейдут в "друзей", но по моему опыту такое случается. И уже тогда вы сможете рассчитывать на то, что вас поддержат в сложной ситуации или вы сможете поддержать того, кого сами захотите.
    Каргина Виктория 3СЗА-12с

    ОтветитьУдалить
  3. Виктория Хачатрян 3СЗА-21С4 мая 2017 г., 10:48

    Старайтесь в период адаптации показать себя с лучшей стороны. Встречая нового человека, коллектив зачастую сразу относит его к определенной категории и строит свое поведение в соответствии со сложившимися стереотипами. Вы же постарайтесь быть максимально гибким, ориентироваться на положительные стороны коллег и мягко сглаживать отрицательные. Если человек оказывается незаменимым специалистом, на его непростой характер и своеобразную манеру общения начинают смотреть более снисходительно. Именно поэтому все свои силы, в первую очередь, нужно направить на выполнение профессиональных задач. Если Вы не завысили свои возможности на этапе переговоров о приеме в компанию и достаточно хорошо представляете себе фронт выполняемых Вами работ, основа для будущего успеха уже заложена.
    Помните, приходя на новое рабочее место, Вы вступаете на чужую незнакомую территорию, так что ведите себя по правилам этого места. И еще одна универсальная рекомендация: чаще улыбайтесь, будьте приветливы и внимательны. Ведь одним из немаловажных моментов является и внешнее впечатление о человеке. Установите положительный контакт с непосредственным руководителем: хорошо делайте свою работу, укладывайтесь в сроки, четко и уместно докладывайте о результатах, постарайтесь стать удобным и «своим», но не заискивайте. В установлении контактов нужно проявлять чувство меры: слишком активное поведение может восприниматься как агрессия. Всеми силами избегайте открытой конфронтации и конфликтов, даже если это оправданно, а Вы к тому же очень вспыльчивый человек. Учитесь контролировать свои любимые привычки: постукивать пальцами по столу, звенеть ключами, напевать вполголоса, когда что-то обдумываете. Также не стоит выражать необоснованные претензии и капризы: слишком много замечаний, например «мне дует», «стул низкий», «музыка мешает», «говорите тише», могут вызвать раздражение у коллег. Если Вы обладаете чувством юмора, сможете завоевать симпатию в новом коллективе гораздо быстрее.
    Адаптация на новом месте работы длится от 2–3 недель, и ее скорость зависит от ряда обстоятельств. Активный, энергичный человек, который постоянно контактирует с коллегами, быстрее входит в коллектив, чем робкий, сдержанный сотрудник, работающий в дальней комнате в полном одиночестве. Будучи новичком, Вы несете старожилам неизвестность и неопределенность, поэтому помогите им быстрее познакомиться с Вами. Проявите снисходительность к их ошибкам, выкажите желание помочь, порадуйтесь успехам коллег, разделите их волнения. Доброжелательные и внимательные люди вызывают ответное отношение у окружающих и легче адаптируются в любой новой среде. Идите на позитивный контакт, проявляйте уверенность в своих силах – и адаптация станет для Вас приятным, интересным и развивающим занятием.

    Виктория Хачатрян 3СЗА-21С

    ОтветитьУдалить